Окружение и бизнес, как остаться в седле? PESTEL-анализ.

Окружение и бизнес, как остаться в седле? PESTEL-анализ.

Всегда и во все времена органы власти всех стран, и Россия не является исключением, оказывают влияние на бизнес. Анализ PESTEL является общей моделью, которая поможет идентифицировать внешние факторы, в том числе связанные с влиянием законодательных актов органов власти.

Что значит PESTEL

PESTEL — акроним шести групп факторов:

    Political — политические;
    Economic — экономические;
    Social — социальные;
    Technological — технологические;
    Environmental — экологические;
    Legal – юридические, законодательные.

Анализ PESTEL является расширенной моделью PEST-анализ, появившегося в 1990-х. Однако в современной действительности результаты последнего не дают достаточно полной картины происходящего. Эта модель была расширена на два фактора: экология (Environmental) и законодательство (Legal). Сейчас PESTEL-анализ является хорошим, полноценным рабочим инструментом в руках маркетолога.

Однако отдельные аналитики предлагают использовать еще один, седьмой, фактор – этический (Ethics), и переигрывают все составляющие в новый акроним STEEPLE-анализ. Использовать его или нет решение каждого специалиста, но подчеркнём всё чаще проявляющуюся чрезмерную любовь маркетологов к созданию, изменению и расширению все возможных акронимов. И порой это кажется, просто попыткой выделиться в профессиональном сообществе.

Цель PESTEL-анализа

Каждой компании необходимо знать каким образом факторы внешней среды повлияют на будущие объемы продаж и прибыль. На внешние факторы компания не может оказывать воздействия, но она может и должна оценить вероятные результаты наступления этих факторов и учесть их при разработке стратегии.

    • Цель анализа PESTEL — определение факторов, которые отвечают следующим критериям:

1. находятся за рамками принятия решений руководством компании;
2. оказывают влияние на деятельность вашей компании.

К изучению воздействия внешних факторов на вашу компанию следует подходить системно. В эту работу должны быть вовлечены специалисты практически всех подразделений компании.

Главная цель анализа PESTEL — определение факторов, влияющих на бизнес, но находящихся за рамками влияния руководства.

Детальный анализ системы факторов, оценка ее влияния на деятельность компании проводится профессиональными маркетологами-аналитиками.

Ещё по теме:  Дифференциация или позиционирование?

Когда нужно браться за PESTEL?

Список, когда PESTEL-анализ уместен весьма внушающий. Этот анализ применим во всех случаях необходимости внесения изменений в стратегию и развитию продаж. Вот несколько примеров:

PESTEL-анализ будет полезен при изучении проблем отрасли для принятия дальнейших решений

Как проводить анализ

Проведение PESTEL начинается с последовательного определения факторов, которые могут повлиять на продажи и прибыль компании в долгосрочной перспективе (3-5 лет).

1. Определение влияющих внешних факторов

Для этого лучше организовать «мозговой штурм», после чего у вас обнаружится список факторов. Их уже можно разнести по группам P-E-S-T-E-L.

2. Оценка влияния этих факторов на компанию

Теперь у вас есть факторы и вам нужно понять в какой степени каждый их них влияет на деятельность компании. Оценивать мы рекомендуем по 10 бальной шкале 1- слабо влияет, 10 – полная зависимость. Делать это лучше не индивидуально, а группой и в табличном варианте, где в дальнейшем удобней будет рассчитывать результат.

3. Определение вероятности возникновения факторов

Следующим шагом в PESTEL ваша группа экспертов должна оценить вероятность изменения каждого фактора в будущем. Шкала прежняя от 1 до 10.

4. Определение силы влияния с учётом вероятности их возникновения

Время математики. Считаем степень влияния факторов с учётом выставленных оценок. Если по порядку, то первым делом узнаём «среднюю оценку влияния фактора» на ваш бизнес (пункт 2). Затем «среднюю вероятность изменения» факторов в будущем (пункт 3). Последним мы считаем коэффициент реального влияния фактора среди всех. Для этого «среднюю оценку влияния фактора» делим на общее кол-во факторов и умножаем на «среднюю вероятность изменения».

5. Оценка вероятных последствий наступления факторов

Последним думаем и определяем какие последствия могут быть при наступлении или изменении каждого фактора.

Последний этап также можно «прогнать» всем пяти шагам, но в это уже продвинутый уровень. В большинстве случаев можно остановится на экспертной оценке вероятности таких последствий.

Ещё по теме:  SWOT-анализ и TOWS-анализ - просто, но важно

Осторожно, PESTEL!

Не стоит забывать и об особенностях анализа PESTEL: как и SWOT-анализ он может быть недостаточно структурированным инструментом в руках непрофессионального аналитика. вы можете составить длинный перечень проблем, из которого только небольшая часть будет касаться вашей компании, а главные проблемы придется искать как черную кошку в темной комнате.

1. Плюсы анализа PESTEL:

  • простота и доступность;
  • позволяет оптимизировать риски;
  • изыскивает резервы и возможности.

2. Минусы анализа PESTEL:

  • опасность получения неструктурированного перечня стержневых отраслевых проблем;
  • главнейшие проблемные вопросы могут потеряться в полученных результатах;
  • системность анализа требует участия разных специалистов с разными точками зрения.

Наибольшую пользу от PESTEL компании можно получить, если проводить его на регулярной основе для цели установления определенных тенденций.

Последняя рекомендация

Применение PESTEL-анализа (или PEST-анализ среды) в отдельных случаях желательно для изучения спектра сильных и слабых сторон компании, которые далее используются для SWOT-анализа.

SWOT-анализ, проведенный без предварительной оценки влияния факторов внешней среды по результатам анализа PESTEL, теряет смысл и не достигает поставленной цели.
Ещё по теме:  Составляем маркетинговый план
Окружение и бизнес, как остаться в седле? PESTEL-анализ.
Пролистать наверх
Обратный звонок
×