Вопрос кажущийся простым становится камнем преткновения для большинства компаний. На самом деле почти каждый формулирует какое-то определение для этого термина. Все они сводятся к тому, что стратегия «это что-то большое» и иногда сопровождается словом «важное». «Бизнес стратегия — это красные стрелочки на карте» — однажды сказал мне собеседник с улыбкой. И с этим сложно поспорить, но четкого понимания это никак не даёт.
Бизнес стратегия — это …
Теперь будем разбираться в терминах. Существует множество определений стратегии. В зависимости от сферы оно приобретает те или иные уточнения. Выделяя общее, скажем что стратегия — это способ («путь») достижения цели. Но мы маркетологи, предприниматели, бизнесмены если хотите, поэтому и смотреть на неё будем со стороны рынка.
В своей работе мы используем два определения стратегии Майкла Портера применительно к бизнес среде: более развернутое и краткое.
Стратегия — это способ конкурирования, который получает отражение в комплексе действий, создающих уникальную стоимость для конкретных типов применения или для определенного круга клиентов (или для того и другого одновременно).
Стратегия — это решение компромиссов в конкуренции.
Таким образом, стратегия носит масштабный характер определяя не только то, «что» вы хотите достичь/решить, но и «почему» вам это нужно и «как» вы будете это делать.
Роль стратегии в бизнесе
Часто стратегию рассматривают как некоторую обузу, отдавая предпочтения сиюминутным «фишкам для продажников», которые представляют собой тактические меры. Это не плохо и на коротком промежутке они могут показать положительные результаты. Однако, часто можно наблюдать компании в это время теряющие возможности и прибыли на текущем или другом более важном направлении. Пока они бессистемно используют появляющиеся всё новые и новые инструменты, они тратят время, свои ресурсы на работу без какого-либо взгляда на то, что она им даст для развития в целом. Как итог, время идёт, а «воз и ны́не там».
Бизнес стратегия, и маркетинговая стратегия в частности, определяет способ и задачи к достижению главной цели. Но не стоит рассматривать это как ограничитель мешающий вам работать. Это скорее компас, не дающий вам заблудиться.
Немного о процессе
Процесс создания стратегии происходит поэтапно:
- анализ;
- постановка цели;
- определение направляющей политики;
- согласованные меры.
Тактика и все дальнейшие задачи выходят из стратегии и их планируемый результат должен приближать к цели. При этом стратегия может включать в себя несколько тактик, и они могут меняться. Такая взаимосвязь между целями и задачами обеспечивает кумулятивный, направленный, эффект и позволяет компании выйти вперед в выбранном направлении.
Часто спрашивают, что же в итоге получат руководители, когда стратегия сформирована? Итогом становится план работы по осознанному вектору развития (как?) для достижения реальной цели (что?) с пониманием текущей ситуации и возможных последствий (почему?).