Маркетинг и его необходимость понятна многим руководителям компаний. Прошли те времена, когда маркетинг воспринимали как очередное непонятное и пустое «ноу хау» в сфере управления компанией. Что не скажешь про маркетинговый аудит и маркетинговый консалтинг. Теперь именно сюда сместился скептицизм и опасения.
Сигналы необходимости маркетингового аудита
Нельзя сказать, что нет компаний, которым он не нужен. Такие компании есть и в достатке. Как правило их отличают крупные масштабы и возможность самостоятельно управлять всеми своими маркетинговыми потребностями. Там работают большие команды маркетологов со множеством специализаций, способные выполнить все задачи с должной концентрацией на решении. Если у вас так, то, пожалуй, это статья вам будет не интересна.
Однако, всё-таки большая часть компаний имеют ресурсы для покрытия лишь самых насущных маркетинговых задач. В ежедневной работе они не всегда успевают идти в ногу с маркетингом, отслеживать тенденции и соответственно оптимизировать свои стратегии. Вот тут и возникает реальная, не надуманная потребность в помощи консалтинговой фирмы. Даже крупные корпорации при всех своих возможностях обращаются к сторонним организациям и заказывают маркетинговый аудит,что бы не отстать и выиграть в конкурентной борьбе.
Сигналы в работе о указывающие на необходимость провести маркетинговый аудит компании:
- Недостаточно присутствие бренда в маркетинговом канале;
- Борьба за преобразование посетителей сайта/заявки в потенциальные продажи;
- Отсутствие комплексного маркетингового плана, который охватывает все каналы и точки контакта;
- Нет понимания целей и дальнейшего вектора развития. Отсутствие стратегии;
- Система аналитики не способная дать обзор текущей ситуации в компании;
- «Застой» в развитии;
- Отсутствие понимания эффективности маркетинговых усилий;
- Стихийное изменение ассортимента на складе. Наличие большого количества невостребованного товара на складе, тогда как ходового не хватает. Отсутствие анализа ассортимента;
- «Ценовые войны» уже не помогают в увеличении продаж;
- Отдел маркетинга существует, но никто в компании не знает, чем от занимается.
Для понимания и оценки проблемных зон в работе маркетинга, осознания какой информации не хватает для принятия того или иного управленческого решения, выяснения взаимосвязей, влияющих на результат необходим маркетинговый аудит и консалтинг.
Цель маркетингового аудита и консалтинга – это поиск скрытого потенциала в системе маркетинга компании.
Теперь мы видим, что маркетинговый аудит компании ищет ошибки и слабые места которые есть у компании, и определяет возможности их нейтрализации. Все такие ошибки разделяют на две группы: системные и функциональные (или частные).
Системные ошибки носят более серьёзный характер. Они связаны с неэффективностью системы маркетинга. Например, исследованием целевой аудитории занимается экономический отдел.
Функциональные (частные) имеют отношение к работе отдельных функций. Например, не хватает людей для должного выполнения работы. И стоит обратить внимание, что системные ошибки исправляются системными методами, функциональные частными.
Характеристики и результат маркетингового аудита?
Правильно проведённый маркетинговый аудит отвечает четырём характеристикам:
Всеобъемлемость
Работа маркетинговых консультантов не должна ограничиваться разбором отдельных сложных моментов. Даже если аудит «точечный» мы рекомендуем исследовать организацию комплексно. Например, в практике часто бывает, когда проблемы с продажей продукции могут возникать не из-за плохой работы отдела продаж, а из-за слабых потребительских свойств самого товара.
Систематичность
Любой аудит — это система. Маркетинговый аудит также должен последовательно выполнять действия от анализа внешней и внутренней среды до разработки консультантами плана и рекомендаций по улучшению текущей ситуации.
Независимость
Это самая важная характеристика любого хорошего маркетингового консалтинга. Объективный аудит и беспристрастный подход к оценке ситуации и выработки рекомендаций помогут посмотреть на ситуацию со стороны. Сторонний консультант проводящий маркетинговый аудит не имеет мотивов для искажения, более выгодной интерпретации данных, может абстрагироваться и полностью посвятить себя аудиту, не отвлекаясь на текущие рабочие вопросы.
Периодичность
Маркетинговый аудит желательно проводить периодически. Частота определяется индивидуально в зависимости от размера организации, вида товара/услуги и сферы работы. Просто нужно помнить, что, если всё хорошо сейчас это не значит, что ничего для проверки нет. Не давайте «Аннушке разлить масло».
***
Маркетинговый аудит и консалтинг дает вам прямой доступ к команде экспертов, которые живут и дышат маркетингом каждый день. У нас есть понимание как каждая часть вашей маркетинговой стратегии ( такие какпозиционирование, УТП,реклама и другие) влияет на производительность и вся наша работа направлена на настройку ваших маркетинговых усилий, на получение лучших результатов.