Различие между позиционированием и дифференциацией продукта в маркетинге достаточно сложно заметить хорошенько не присмотревшись. Два этих понятия очень близки. Тонкая разница! Без «стакана» не разберешься, но мы попробуем.
Оба эти метода несут значительную роль в маркетинге. Они помогают компаниям увеличить долю рынка, как следствие увеличить продажи, добиться хорошей репутации и удерживать долгосрочный успех.
Дифференциация — это маркетинговая стратегия, направлена на продукт с целью создания отличий от продуктов конкурентов.
Компании используют дифференцирование чтобы сделать свой продукт уникальным и выделиться среди других товаров рынка. Поэтому точнее называть «дифференциация продукта».
Позиционирование – маркетинговая стратегия, относящаяся к образу, восприятию и приобретению пространства в сознании потребителя.
То есть, основная задача закрепить определённый имидж в глазах целевой аудитории. И он не обязательно основывается на особом свойстве продукта.
Взаимосвязь между позиционированием и дифференциацией продукта в том, что дифференциация может использоваться компаниями как метод позиционирования. И справедливости ради, так именно и происходит в преимущественном большинстве случаев. Отсюда и возникает недопонимание этих стратегий.
Следуя стратегии дифференциации продукта необходимо определить его характеристики, выделяющие от конкурирующих. Здесь в продукте акцентируют/добавляют качества привлекательные по мнению потребителей, которых нет или плохо выражены в товарах конкурентов. Общие стратегии дифференциации продукта направлены на привлечение внимание потребителей к стоимости, качеству или уникальности продукта. Другими словами, к уникальному торговому предложению (УТП). Отвечаем на вопрос, что заставит потребителя купить наш продукт, а другой – оставить? Например, стратегия дифференциации продукта по стоимости должна подчеркивать, почему продукт представляет собой хорошую сделку по сравнению с конкурентами.
С другой стороны, позиционирование продукта предполагает представление имиджа. Поиску способов выгодного размещения продукта в сознании потенциальных потребителей. Иногда позиционирование идёт после дифференциации, когда нужно правильно размещать свои продукты, чтобы привлечь внимание потребителей и склонить к совершению покупки.